Калейдоскоп туриста
Image default
Отдых в России

Нижегородская область становится центром внутреннего туризма

История массового внутреннего туризма в России началась с бума предпринимательства, возникшего после отмены крепостного права на волне реформ и индустриализации, давшей, ко всему прочему, сеть железных дорог и пароходных компаний. Современная логистика вывела на совершенно другой уровень культурные и деловые связи. Вдоль транспортных артерий выросла инфраструктура гостеприимства — отели, рестораны, торговые точки и увеселительные заведения. Нижний Новгород с его уникальным географическим положением, обусловленным слиянием двух великих рек и близостью к Москве, известной на весь мир ярмаркой, стал притягательной точкой на карте как для путешествующих россиян, так и для гостей из-за рубежа.

Ощутимый импульс

Облик гостеприимного и хлебосольного Нижнего того времени нашёл отражение в путевых заметках Александра Дюма-старшего, Льюиса Кэрролла и других столпов мировой культуры, ну и, конечно же, послужил источником вдохновения для многих русских классиков, включая Илью Репина, Михаила Салтыкова-Щедрина и Антона Чехова. Внутренний туризм получил широкое развитие и в советскую эпоху, когда по доступным профсоюзным путёвкам люди со всех уголков огромной страны знакомились с её природным и историческим богатством, что вывело теплоходный круизный флот в ранг приоритетного вида пассажирского транспорта.

Древний Нижний Новгород остаётся ярчайшей жемчужиной Волги и Оки и поныне, предоставляя для больших и маленьких открытий бескрайнюю территорию своего региона в диапазоне от южной тайги и хвойно-широколиственных лесов до лесостепи, где особым вниманием традиционно пользуются такие памятники природы, как озера Светлояр, Вадское и Пустынские, Керженский заповедник, Ичалковский бор, Борнуковская пещера, Килемарский журавлиный заказник и другие.

Последние годы региональным правительством делаются заметные шаги в сторону превращения области в один из крупнейших федеральных центров внутреннего туризма, для чего у территории имеются все основания и ресурсы. Сильным импульсом в заданном направлении стало 800-летие Нижнего Новгорода, в процессе подготовки к которому произошла серьёзная перезагрузка ключевых общественных пространств и параллельно возникли новые. Но на достигнутом останавливаться нельзя, поэтому на прошедшем недавно V совместном совещании депутатов Государственной Думы РФ, Законодательного Собрания области и городской Думы ключевой темой стали перспективы развития внутреннего туризма.

«Наша территория — крупнейший промышленный регион, для посещения которого имеются все возможности максимальной транспортной доступности, на чём хотелось бы остановиться в первую очередь, — сказал министр туризма и промыслов области Сергей Яковлев. — Проинспектировал участок новой федеральной трассы М 12 и могу сказать, что эта современная магистраль сокращает путь до Нижнего Новгорода на два с половиной часа. Новая трасса — ощутимый импульс для туристической индустрии, её объём уже сейчас составляет более 14 миллиардов рублей. В отрасли задействовано свыше 23 тысяч человек».

По итогам прошлого года туристический поток в регион вырос на 17 процентов, область посетили более 3,9 миллиона гостей, и в профильном министерстве рассчитывают, что по результатам 2023-го их число достигнет 4,5 миллиона. В минувший сезон регион занял 6 е место в Национальном туристическом рейтинге, повысив свой статус на три позиции.

Соединяя регионы

Что касается состояния некогда традиционного для региона речного транспорта, а вместе с тем и круизного туризма, то из-за снижения глубины судового хода, усугубляющегося десятилетиями (особенно на участке Нижний Новгород — Городец), курсирование крупных кораблей, в том числе речных теплоходов, сильно затруднено. На Оке ситуация ещё печальнее — по её нижегородской акватории могут ходить только мелкосидящие суда. По причине проблем, связанных с судоходством, область ежегодно теряет до 30 процентов туристического потока.

«В ГД РФ вопрос Волги и речного транспорта сейчас стоит на повестке дня, летом в Чкаловске проводилось выездное совещание Совета Госдумы, где были затронуты проблемы судоходства, — комментирует ситуацию председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин. — Ждём, что в ближайшее время будет принята государственная программа по развитию водного транспорта, в том числе и в акватории нашего региона».

В условиях обмеления речных русел одним из выходов в 2019 году послужил спуск на воду мелкосидящих судов на подводных крыльях из серии «Валдай 45Р», разработанной ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева. Этот скоростной пассажирский флот стал первым в стране, начав работу на маршрутах от Нижнего Новгорода до Городца и Макарьева. Сейчас «Валдаи» соединили четыре региона — Нижегородскую и Ивановскую области, а также республики Чувашия и Марий Эл. В конце нынешнего октября свой первый рейс совершило и другое детище легендарного конструкторского бюро — более вместительное судно на подводных крыльях «Метеор-120Р», пройдя водный путь по маршруту Нижний Новгород — Козьмодемьянск — Чебоксары — Казань.

Читать также:
Зачем ехать в этнографический центр в Северной Осетии

Ну а для речных прогулок по акватории города этим летом был принят в эксплуатацию экологичный электрокатамаран на 200 посадочных мест, позволяющий кататься по реке в комфортных условиях без шума и вибрации. Однако малые суда всё-таки не способны выполнять задачи по обеспечению работы круизных маршрутов с большим количеством пассажиров. Необходимы мероприятия по восстановлению судоходности Волги, которая особенно мелеет к концу навигации.

«Недавно в рамках модернизации двух имеющихся шлюзов и строительства третьего начались дноуглубительные работы в районе Городецкого гидроузла с перспективой проложить надёжный фарватер до Нижнего Новгорода, — добавляет Сергей Яковлев. — Мероприятия должны увеличить в шесть раз пропускную способность речной транспортной артерии. Этот участок Волги очень важен для развития внутреннего туризма, ведь Городец — древнейший город региона — является вторым по посещаемости после Нижнего Новгорода. Ежегодно сюда приезжают более 500 тысяч туристов. Предстоит сформировать площадку под событийный туризм и модернизировать причалы, и уже к началу следующего сезона здесь будет установлен новый дебаркадер для принятия малого прогулочного флота».

Кстати, в 2019 м на федеральном уровне была одобрена заявка нашей области на создание причальной инфраструктуры и кластера круизного туризма «Ока и Волга», а значит, предстоит много работы и на других участках акватории.

Возможность отдохнуть от суеты

В 2018 году при поддержке высшего государственного руководства и духовенства в Нижегородской области был создан паломническо-туристический кластер Арзамас — Дивеево — Саров. Проект охватил практически все отрасли экономики — дорожное, транспортное и коммунальное хозяйства, службы благоустройства, структуры, отвечающие за культуру, образование, экологию, здравоохранение и предприятия, поддерживающие туристическую инфраструктуру. После появления трассы М 12 уже сейчас видно, насколько увеличился транспортный поток в сторону Арзамаса.

В историческом центре Выксы — на территории бывшего чугунолитейного завода реализуется большой социокультурный проект по созданию индустриально-туристического пространства «Шухов парк», открытие которого запланировано на первый квартал следующего года.

«Кстати, для дальнейшего развития внутреннего туризма региону потребуется строительство коллективных мест размещения, загрузка которых уже близка к максимуму. При среднем приросте туристического потока на 15 процентов за сезон через два-три года нам придётся отказывать в предоставлении номера каждому второму гостю, — продолжает Сергей Яковлев. — Сейчас в стадии проработки находятся 10 проектов, предполагающих создание гостиничного фонда с более чем 2000 номеров. Чтобы инвесторы, пришедшие к нам с этими идеями, чувствовали себя комфортно, органы региональной власти совершенствуют механизм их поддержки. Это касается и сельской местности, где в живописных уголках требуется компактная гостиничная инфраструктура. Решать вопрос будем путём повышения инвестиционной привлекательности, для чего запустили грантовый конкурс по поддержке инициатив в сфере эко-рекреационного и аграрно-познавательного туризма».

В регионе формируется сеть экотроп с продолжительностью прохождения от 1 до 15 дней, как пеших, так и с использованием байдарок, велосипедов, лыж и других средств передвижения. Недавно, например, появилась экотропа «Нижний 800», идущая вдоль лесной реки Линды. Маршруты (три водных и пять сухопутных) проложены по территориям 17 округов, где оборудовано 35 стоянок. В рамках нацпроекта «Экология» планируется создать свой национальный парк, который, безусловно, станет излюбленным местом активного отдыха на природе, причём не только для нижегородцев.

Похожие записи

Стало известно, сколько раз пассажиры РЖД заказывали кофе и чай

admin

В Анапе в мае откроется отель с номерами от 194 тыс. рублей

admin

Туристский взнос для иностранцев отменили в Казахстане

admin

Оставить комментарий